Annenkov_YP Grjebin_ZIКонстантин Эрберг. ВОСПОМИНАНИЯ.  ЗИНОВИЙ ГРЖЕБИН.
Зиновий Исаевич Гржебин — художник и издатель сборников «Шиповника» и журналов «Понедельник», «Жупел», «Адская почта» и других) изданий, появившихся сейчас после революции 1905 г. Он же издавал впоследствии и «Эпоху» в Берлине после Октябрьской революции*1. Гржебин обладал неутомимым организационным талантом, умел примирять индивидуальности, на первый взгляд непримиримые, и объединять группы литераторов и художников диаметрально противоположных направлений. Когда ему говорили о невозможности совмещения тех или других лиц в одном журнале, он отвечал: «Ничего, лишь бы талантливый и лишь бы левый». Правда, в его тогдашнем упрощенном понимании понятие «левый» было очень растяжимо — от анархиста до кадета.
Благодаря стараниям Гржебина состоялось первое сближение «знаньевцев» с символистами и «мирискусниками» в Куоккале на даче у Максима Горького*2. Народу тогда понаехало много*3. Заседание и обед прошли оживленно. Впрочем, обедать мне тогда почти и не пришлось. Я сидел против Горького и Акселя Галлена, известного в Европе финского художника, которого у нас пропагандировали «Мир искусства» и немногие передовые журналы*4. Беседа хозяина с гостем не клеилась, так как Галлен не знал (или не желал знать) русского языка, а Горький хорошо говорил только по-русски. Он обратился ко мне, не говорю ли я, мол, по-фински или по-шведски. Выяснилось, что, несмотря на мою шведскую фамилию, я на этих языках не говорю и что Галлен знает французский язык. Я взялся быть их толмачем. Так и не пришлось мне как следует пообедать, но зато я узнал, что Горького интересуют вопросы далеко не такого узкого круга, как я предполагал тогда. Галлен больше отвечал на вопросы Горького, а вопросы так и сыпались из разнообразных областей: из истории итальянской живописи и семейного быта финнов, и химии, и фольклора, и музыки, и религии, и литературы, и общественности. Иногда мне туго приходилось в моей переводческой работе. «Скажите ему, что это глупо»,— говорит, например, Горький (по поводу одного из бытовых финских обычаев) со всей свойственной этому писателю очаровательной прямотой. Надо было эту дружескую откровенность транспонировать на французскую трескучую любезность. «Ваш сосед не находит, чтобы это было слишком умно», — говорю я, хорошо сознавая, что и русский хозяин, и финский гость гораздо ближе по духу своих языков друг другу, чем к моим французским штампам. Эвфемизмов я за этот обед истратил много.
В общем собрание у Горького было всеми признано удачным. Холодок, всегда существовавший в отношениях между символистами и «знаньевцами», начал с тех пор развеиваться; лед во всяком случае был сломан: художники и писатели двух лагерей перезнакомились, и Гржебин торжествовал. «У меня такое чувство, — говорил он в вагоне, когда мы ехали обратно (в окружении шпиков), — точно я старшую засидевшуюся дочь замуж выдал».

 *ПРИМЕЧАНИЯ.

*1. З.И.Гржебин (1869 — 1929) был совладельцем (вместе с С.Ю.Копельманом) издательства «Шиповник» (издавал «Литературно-художественные альманахи издательства «Шиповник» и владельцем издательства (изд-во 3. И. Гржебина}, организованного в Петрограде в 1919 г. Под редакцией Гржебина выходил «Жупел. Журнал художественной сатиры» (три номера в декабре 1905—январе 1906 г.); после запрещения «Жупела» Гржебин явился одним из инициаторов сатирического журнала «Адская почта», фактически возглавлял его редакционный комитет (1906, № 1—4; редактор П. Н. Троянский, издатель Е. Е. Лансере). «Понедельник» — предполагавшееся нейтральное, запасное заглавие для журнала «Жупел»; в период подготовки журнала, летом 1905 г., заглавие «Жупел» вызывало возражения в Цензурном.управлении (см.: Подобедова О. И. Игорь Эммануилович Грабарь. М., [1964], с. 113).

В письме к Эрбергу от 27 марта 1906 г. Гржебин сообщает о проекте организации «Адской почты» и просит его (в очередной .хроникальной статье «Золотого руна»} «подробно изложить сущность нашего дела»: «Свобода в полном значении станет достоянием журнала — свобода форм и мысли. Мы одинаковое значение, внимание отдаем как нашей социальной жизни, так и нашим художественным потребностям и стремлениям. Зная и веруя в прогрессивность мысли своих сотоварищей, редакционный Комитет, однако ж, берет на себя ответственность лишь за художественную ценность содержимого журнала. Во всем прочем каждый отвечает сам за себя. При таком положении вещей возможно соединение таких групп, как «Знание», с «Миром искусства», «Вопросами жизни», «Весами» и даже с крайними революционными элементами. Вы меня верно поймете, если все-таки такую анархию не сочтете за беспринципность. Отдельные номера, какие появятся время от времени, и посвященные вопросам, как «Бог», «Семья», «Город», «Милитаризм», «Суд» и др. (все это как социальное зло), — такие социальные монографии не противоречат свободе журнала. Редакция хочет этим лишь интенсивнее выражаться для большего впечатления. Рисунки, разнородные по характеру, но трактующие об одном и том же, будучи собраны вместе, — бьют сильнее. Такие же монографии будут посвящены отдельным художникам и писателям» № 117). Об «Адской почте» Эрберг написал в своем апрельском обозрении «Художественной жизни Петер6ypra»; в нем он, в частности, указал, что современному сатирическому журналу следует быть подлинно художественным: «… следует помнить о таких виртуозах слова, какими были, например, Ювенал и Джонатан Свифт, и забыть о том, что существуют на свете газеты и полицейские протоколы» (Золотое руно, 1906, № 4, с. 81). О сатирических журналах и о полицейском произволе по отношению к ним Эрберг писал и в майской «Художественной жизни Петербурга» (там же, № 5, с. 64 — 65) .

*2. Собрание художников и литераторов, на котором обсуждался замысел художественного сатирического журнала «Жупел», состоялось в Куоккале на даче М. Горького 10 июля 1905 года. Инициатива этого замысла принадлежала Горькому и Гржебину, он был поддержан (с марта 1905 г.) друзьями Горького по издательству «Знание» (Л. Андреев, Куприн, Бунин), членами редакции петербургской либеральной газеты «Сын отечества» и членами объединения «Мир искусства» (Е.Е.Лансере, И.Я.Билибин, М.В.Добужинский, К.А.Сомов, Д.В.Философов и др.). Сообщая М.В.Добужинскому о перспективах встречи в Куоккале, Гржебин отмечал: «Горький, Куприн, Андреев и др. из «Знания» будут у нас участвовать с большой охотой <…> Они, как и мы, видят в этом деле большое культурное значение для жизни обновленной России, литераторов и художников. Они, как и мы, находят, что мы, соединенными силами, принесем как жизни, так и искусству большую пользу» (письмо получено 18 июня 1905 г. — ГРМ, ф. 115, № 451). Аналогично по содержанию и письмо Гржебина к Грабарю (Грабарь Игорь. Письма. 1891 — 1917, с. 376); отрывки из его писем к Грабарю, посвященные организации «Жупела», см.- в кн.: Подобедова О.И. Игорь Эммануилович Грабарь, с. 110 — 114. В первых числах июля 1905 г. Горький сообщал Е.Н.Чирикову: «Затевается юмористический журнал «Жупел», — художники: Бакст, Шербов, Билибин, Гржебин, Браз и т.д. Леонид, ты, я, Гусев, Скиталец, Яблоновский из «Сына отечества» (Горький М. Собр. соч. в 30-ти т., т. 28. М., 1954, с. 375). См. подробнее: Ка расик 3. М.М.Горький и сатирические журналы «Жупел» и «Адская почта». — 8 кн.: М. Горький в эпоху революции 1905-1907 годов. Материалы, воспоминания, исследователя. M., 1957, с. 357 — 362; Нинов А.А. Русская сатирическая поэзия 1905 — 1907 годов. — В кн.: Стихотворная сатира первой русской революции (1905—1907). Л., 1969 (Б-ка поэта. Большая серия), с. 34—39.

*3. «Вся компания едет в воскресенье к Максиму Горькому в Куоккалу, — писал 6 июля 1905 г. И. Я. Билибин П.Я.Щербову. — А компания вот какая: Добужинский, Замирайло, Нурок, Гржебин, Сюннерберг, я; из Мюнхена едет Игорь Грабарь <…> Горький сам извинялся, что не может приехать к кому-нибудь из нас, не имея права на въезд в Петербург» (Иван Яковлевич Билибин. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1970, с. 77 — 78). «Туда соберутся все наши друзья из «Мира искусства» и «Сына отечества», — сообщал в тот же день И.Э.Грабарь В.Э.Грабарю, — кроме того Леон. Андреев и Куприн — тоже членов нашей редакции, и финляндцы Галлен и Иернефельт (самые крупные художники)» (Грабарь Игорь. Письма. 1891 — 1917, с. 162). Всего на собрании 10 июля у Горького присутствовало около 40 человек (Летопись жизни и творчества А. М. Горького, вып. 1. М., 1958. с. 539). Эрберг принимал участие в хлопотах по организации журнала. В частности, 7 июля 1905 г. он писал Ф.Сологубу: «Mногоуважаемый Федор Кузьмич! Организация журнала «Понедельник» просит меня передать Вам общее желание будущих сотрудников этого издания видеть Вас в своей среде. «Понедельника» хочет быть художественным журналом политической сатиры (нечто вроде «Simplicissimusa») . Участие принимают почти все сотрудники бывшего «Мира искусства», некоторые финляндские художники и часть, редакции «Сына отечества»; кроме того, привлекается Горький, Андреев и еще кое-кто. Издатель — Юрицын. Если Вы согласны участвовать и хотите познакомиться с делом поближе, то приезжайте в воскресенье 10 числа на Финляндский вокзал к поезду, отходящему в 1 ч. 30 м. дня. Все находящиеся в Петербурге участники едут с этим поездом на станцию Kuokkalla к Горькому: сам он, как Вы знаете, не имеет права никуда выезжать, потому просил всех приехать к нему. О Вашем решении уведомьте меня, пожалуйста, по возможности до воскресения. Ваш К.Сюннерберг. Из московских будет Серов; Грабарь приедет из Мюнхена» (ЦГАЛИ, ф. 482, оп. № 428). Насколько известно, Сологуб в собрании 10 июля не участвовал.

8 июля он отвечал Эрбергу: «Участвовать в «Понедельнике» я очень рад,— если сумею.

С величайшим удовольствием поехал бы в Куоккалу, — но когда можно обратно? Я живу теперь на Сиверской, и день 11 июня мне следует быть дома с утра, ибо мою сестру зовут Ольгой и 11-го она случается именинницей» (№ 261). Впоследствии Сологуб дал в «Жупел» две «политические сказочки».

*4. Аксель Галлен-Каллела (1865 — 1931) — финский живописец. Его работы экспонировались на выставках «Мира искусства» (см.: Мир искусства, 1899, № 7 — 8, с. 109, 114, 121 — 130). В собрании участвовал также финский художник Эзро-Николай Ярнефельт (см.: Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. М.— Л., 1937, с. 215). О взаимоотношениях Горького и Галлен-Каллела см.: Амбус А.А. М.Горький и А.Галлен-Каллела. (Из истории русско-финских культурных связей конца XIX — начала ХХ вв.) . .— В кн.: Труды по русской и славянской филологии. 1. (Учен. зап. Тартуского гос. ун-та, вып. 65). Тарту, 1958, с. 93 — 119.

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal SEO Community Ваау! News2.ru Korica SMI2 Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex Linkstore Myscoop Ru-marks Webmarks Ruspace Web-zakladka Zakladok.net Reddit delicious Technorati Slashdot Yahoo My Web БобрДобр.ru Memori.ru МоёМесто.ru Mister Wong