Энгельгардт А.Н. «…в конце концов вы непременно придете к  тому,  что  зимою  найдете  самым удобным костюмом полушубок».
Энгельгардт А.Н. «Из деревни. 12 писем. 1872-1887».
Вообще господин,  одетый в городское платье и шубу,  без прислуги буквально  ступить  шагу  не  может.  Не  говоря  о  том,  чтобы, например,  запречь лошадь,  даже править лошадью,  присмотреть за нею на постоялом дворе, сводить ее на водопой, — ничего нельзя. А Петрушки   нет   и  Селифана  нет!  Необходимо  изменить  костюм, необходимо иметь такой,  который был бы тепел,  легок, не стеснял движений,  чтобы в нем можно было и в избе сидеть,  где дует и от окон,  и от дверей и на двор выйти,  и около лошади  присмотреть.
Теплый  пиджак,  пиджак  на  меху — все это не подходит;  в конце концов вы непременно придете к  тому,  что  зимою  найдете  самым удобным костюмом полушубок.
Но надевать  полушубок  сверх  городского  платья  не  имеет смысла.  Полушубок должен заменять пиджак. Мужик носит полушубок, как  комнатное  одеяние,  и  снимает  его только во время обеда и ужина;  он сидит в полушубке в избе, выходит в нем во двор, в нем же работает. Надев полушубок поутру, он не снимает его до вечера, за исключением обеда — потому что работает в полушубке на  дворе, задает скоту корм,  носит и рубит дрова. Хозяин находится в таком же положении:  он, если и не работает сам, а только распоряжается работами, все-таки целый день должен быть на дворе. Отправляясь в дорогу, мужик сверх полушубка надевает или шубу-тулуп — в сильные морозы,  или  армяк — в ненастное время.  Скинув шубу на морозе и оставшись в полушубке,  можно делать всякую  работу;  приехав  на постоялый двор и скинув шубу, мужик остается в полушубке, который не снимает в избе,  пока не сядет за стол,  в том же полушубке он выходит   во   двор  посмотреть  лошадей.  Полушубок  есть  самая подходящая для нас зимняя одежда,  когда  он  надет  прямо  сверх жилета  или  шерстяной  рубахи  гарибальдийского  покроя  — такая рубаха для нас  тоже  очень  подходящий  костюм  и  соответствует мужицкому  суконному полузипуннику.  В полушубке тепло и движения нисколько не стеснены;  покрой его чрезвычайно рационален; рукава длинны, в локте широки и на конце узки — свободно и не продувает; на груди двойной мех, полы длинны и одна заходит за другую, талия длинная.  Раз вы надели полушубок,  вам нужен пояс, как у мужика, или ремень,  как у бывшего дворового человека,  для  того,  чтобы стянуть полушубок в талии. Затем на шею шерстяной шарф, рукавицы, шерстяные чулки,  валенки,  теплая шапка,  длинные волосы,  чтобы закрыть уши, башлык. Башлыки теперь сильно распространились между приказчиками,  бывшими дворовыми,  мещанами, купцами, ездящими по уезду;  у  крестьян  же  башлыки  встречаются  редко,  потому что крестьянин старается  вообще  ничего  не  покупать  и  обходиться своим, непокупным.
Одевшись таким   образом,  зимой  вам  удобно.  Холодно  или ненастно — вы надеваете шубу  или  армяк.  Стало  теплее  —  шубу долой.  Разладилось что-нибудь в упряжи, засела лошадь в сугроб — шубу долой,  в полушубке  можно  и  на  морозе  наладить,  помочь лошади.   Приехали   на  постоялый  двор,  сидите  в  валенках  и полушубке, потому что в избе обыкновенно отовсюду дует.
Удобно везде:  дома,  в хозяйстве,  в дороге,  в сношениях с крестьянами,  попами, купцами, мещанами, вообще с людьми, которые живут,  как говорится,  по-русски и  русский  костюм  не  считают неприличным. Но этот же костюм неудобен в сношениях с помещиками. Ездить в гости в таком костюме нельзя. Нельзя сидеть в комнатах в валенках   и  полушубке;  в  теплой  комнате,  во-первых,  жарко, во-вторых — валенками испачкаешь  пол,  а  полушубком  —  мебель.
Распростаться,  снять  полушубок,  как  делают крестьяне в теплой избе,  и остаться в рубахе и жилете неприлично,  и этим все будут скандализироваться.  Таким образом, выходит, что или вовсе нельзя бывать у помещиков,  которые живут по-барски, или нужно иметь два костюма  —  городской  и  деревенский.  Я соединяю одно с другим: весною,  осенью,  зимой дома хожу  в  полушубке  и  валенках  или высоких сапогах и в таком же костюме бываю у крестьян,  прасолов, попов и помещиков средней руки, живущих подобно мне; в гости же к барам езжу в немецком платье, слегка измененном.
Как было  бы  хорошо  носить  несколько  измененный  русский костюм.  Русская рубаха,  широкие панталоны, высокие сапоги – что может быть удобнее в деревне?  Сверху — летом пиджак и для защиты от пыли  легкий  армячок,  зимою  —  полушубок.  Русский  костюм, несколько измененный, уже мало-помалу проникает в среду небогатых помещиков;  когда же выкупные свидетельства и леса будут съедены, когда  старые,  до «Положения» построенные дома,  экипажи,  сбруя придут в негодность,  когда не будет более места на службе, когда землевладельцы станут заниматься сами хозяйством, когда провинция опять  населится,  тогда,  я  уверен,  русский  костюм  сделается господствующим,  тем более, что и начальство, наконец, перестанет на него коситься.
Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal SEO Community Ваау! News2.ru Korica SMI2 Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex Linkstore Myscoop Ru-marks Webmarks Ruspace Web-zakladka Zakladok.net Reddit delicious Technorati Slashdot Yahoo My Web БобрДобр.ru Memori.ru МоёМесто.ru Mister Wong